Утверждено решением
Ученого совета Юридического факультета
МГУ (протокол № 4 от 18 мая 2007 г.)
Декан
А. К. Голиченков
о порядке проведения
экзаменов и зачетов
на Юридическом факультете
МГУ
I. Общие положения
- Настоящие
рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом «Об образовании»,
Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования,
Уставом ФГОУВПО
«Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова», Положением о текущей
аттестации на юридическом факультете
МГУ.
- В настоящих
рекомендациях определены формы и порядок
проведения, а также критерии определения
оценок при проведении экзаменов и зачетов
(далее экзаменов (зачетов)) на Юридическом
факультете МГУ.
- Экзамен является
формой итоговой оценки качества освоения
студентом образовательной программы
по дисциплине в целом или по разделу дисциплины.
По результатам экзамена студенту выставляется
оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»
или «неудовлетворительно».
- Зачет
является формой оценки качества освоения
студентом образовательной программы
по дисциплине. По результатам зачета
студенту выставляется оценка «зачтено»
или «не зачтено».
II. Формы проведения экзаменов
(зачетов)
- Экзамен
(зачет) может проводиться в форме устного
опроса по билетам (вопросам) или без билетов,
с предварительной подготовкой или без
подготовки, по усмотрению кафедры. Экзаменатор
вправе задавать вопросы сверх билета,
а также, помимо теоретических вопросов,
давать задачи по программе данного курса.
- Экзаменационные
билеты (вопросы) утверждаются па заседании
кафедры и подписываются заведующим кафедрой
не позднее, чем за две недели до начала
экзаменационной сессии. В билете должно
содержаться не более трех вопросов. Комплект
экзаменационных билетов по дисциплине
должен содержать 2530 билетов.
- Использование
авторских методик для проведения экзаменов
(зачетов) допускается при условии своевременного
рассмотрения и утверждения их на заседании
кафедры, а также согласования в учебном
отделе деканата.
- Экзаменатор
может проставить зачет без опроса или
собеседования тем студентам, которые
активно участвовали в семинарских занятиях.
III. Порядок проведении
экзаменов (зачетов)
- Экзамены
(зачеты) проводятся в период экзаменационной
сессии, предусмотренной учебным планом.
Не допускается проведение экзамена (зачета)
на последних семинарских, либо лекционных
занятиях.
- Экзамен (зачет)
должен начинаться в указанное в расписании
время и проводиться в отведенной для
этого аудитории. Самостоятельный перенос
экзаменатором времени и места проведения
экзамена (зачета) не допускается.
- Преподаватель
принимает экзамен (зачет) только при наличии
ведомости и надлежащим образом оформленной
зачетной книжки.
- Критерии
оценки ответа студента на экзамене (зачете),
а также форма его проведения доводятся
преподавателем до сведения студентов
до начала экзамена (зачета).
- Результат
экзамена (зачета) объявляется студенту
непосредственно после его сдачи, затем
выставляется в экзаменационную ведомость
и зачетную книжку студента. Положительные
оценки заносятся в экзаменационную ведомость
и зачетную книжку, неудовлетворительная
оценка проставляется только в экзаменационной
ведомости. В случае неявки студента для
сдачи экзамена (зачета) в ведомости вместо
оценки делается запись «не явился».
- При
чтении курса несколькими преподавателями,
экзамен (зачет) проводится коллегиально,
всеми преподавателями. По итогам экзамена
(зачета) выставляется одна оценка.
- В экзаменационной
ведомости должны быть заполнены все графы.
В случае исправления экзаменатором оценки
в экзаменационной ведомости и зачетной
книжке им делается запись «исправленному
на (оценка) верить» и ставится подпись.
- Если в процессе
экзамена (зачета) студент использовал
недопустимые дополнительные материалы
(шпаргалки), то экзаменатор имеет право
изъять шпаргалку и обязан поставить оценку
«неудовлетворительно», либо «не зачтено».
IV.
Критерии определения
оценок на экзаменах (зачетах)
- Выставление
оценок на экзамене (зачете) осуществляется
на основе принципов объективности, справедливости,
всестороннего анализа уровня знаний
студентов.
- При
выставлении оценки экзаменатор учитывает:
- знание
фактического материала по программе,
в том числе; знание обязательной литературы,
современных публикаций по программе
курса, а также истории науки;
- степень активности
студента на семинарских занятиях;
- логику, структуру,
стиль ответа; культуру речи, манеру общения;
готовность к дискуссии, аргументированность
ответа; уровень самостоятельного мышления;
умение приложить теорию к практике, решить
задачи;
- наличие пропусков
семинарских и лекционных занятий по неуважительным
причинам.
- Оценка
«отлично».
- Оценка
«отлично» ставится студенту, ответ которого
содержит:
- глубокое
знание программного материала, а также
основного содержания и новаций лекционного
курса но сравнению с учебной литературой;
- знание концептуально-понятийного
аппарата всего курса;
- знание монографической
литературы по курсу,
а также
свидетельствует о способности:
- самостоятельно
критически оценивать основные положения
курса;
- увязывать
теорию с практикой.
- Оценка
«отлично» не ставится в случаях систематических
пропусков студентом семинарских и лекционных
занятий по неуважительным причинам, отсутствия
активного участия на семинарских занятиях,
а также неправильных ответов на дополнительные
вопросы преподавателя.
- Оценка
«хорошо».
- Оценка
«хорошо» ставится студенту, ответ
которого свидетельствует:
- о полном
знании материала по программе;
- о знании
рекомендованной литературы,
а также
содержит в целом правильное, но не
всегда точное и аргументированное изложение
материала.
- Оценка
«хорошо» не ставится в случаях
пропусков студентом семинарских
и лекционных занятий по неуважительным
причинам.
- Оценка
«удовлетворительно» ставится студенту,
ответ которого содержит:
- поверхностные
знания важнейших разделов программы
и содержания лекционного курса;
- затруднения
с использованием научно-понятийного
аппарата и терминологии курса;
- стремление
логически четко построить ответ, а также
свидетельствует о возможности последующего
обучения.
- Оценка «зачтено»
ставится на зачете студентам, уровень
знаний которых соответствует требованиям,
установленным в п. п. 4.3, 4.4, 4.5 настоящих
рекомендаций.
- Оценки «неудовлетворительно»
и «не зачтено».
- Оценки
«неудовлетворительно» и «не зачтено»
ставятся студенту, имеющему существенные
пробелы в знании основного материала
по программе, а также допустившему принципиальные
ошибки при изложении материала.
Согласовано:
Зам. декана по учебной работе
Н. Н. Белокобыльский
Зам. декана
по учебно-методической работе
Д. Я. Малешин